Аутогенная тренировка по Шульцу
ГОЛОВНА НОВИНИ ПУБЛІКАЦІЇ ПОСЛУГИ КОНТАКТИ

autogen

Аутогенная тренировка по Шульцу.

 

Создателем метода аутогенной тренировки по праву считают Иоганса Генриха Шульца, ему же принадлежиautogentrenirт и термин «аутогенная тренировка» - 1932 год.

Автор  400 трудов, в том числе монографии «Аутогенная тренировка – сосредоточенное саморасслабление» (1932), которая дала  начало методу аутогенной тренировки.

Аутогенная тренировка, предложенная Шульцем как самостоятельный метод, по своему характеру является методом синтетическим. В его основе лежат находки древнеиндийской системы йогов, опыт исследования ощущений людей, погружаемых в гипноз, практика использования самовнушения нансийской школой психотерапевтов, психофизиологические исследования нервно мышечного компонента эмоций и опыт применения мышечной релаксации, рациональной психотерапии.

Основной заслугой Шульца является прежде всего то, что он освободил учение йоги от распространенной интерпретации, от мистицизма.

Предложенная Шульцем методика аутогенной тренировки, в отличие от ее многочисленных модификаций, называется классической и делится на 2 ступени:

·         1-я ( начальная АТ1)

·         2 я(высшая АТ2).

 

Техника АТ1. Перед началом тренировки с пациентами проводится беседа, в которой в доступной форме объясняются физиологические основы метода, механизмы воздействия на организм тех или иных упражнений. Сам Шульц, например, считал, что при значительном расслаблении   мускулатуры рук, ног, туловища возникает особое состояние сознания, позволяющее путем самовнушения воздействовать на различные, в том числе непроизвольные функции организма.

Мысленное повторение формул самовнушения должно проводиться спокойно, без излишней концентрации внимания и эмоционального напряжения.

Сеансы самовнушения проводятся 3-4 раза в день. Первые 3 месяца длительность каждого сеанса не превышает 10-15 мин, затем время их несколько увеличивается , но не превышает 30 мин.

 На первом этапе лечения необходимо овладеть 6 упражнениями. На тренировку каждого требуется примерно 10-15 дней. После этого наступает 2 й этап лечения (АТ 2), который длится не менее 6 месяцев. Полный курс аутогенной тренировки рассчитан на 9-12 месяцев.

Сеансы проводятся лежа или сидя, в позе «кучера» (голова склоняется вперед, кисти и предплечья – на коленях, ноги удобно расставлены).

 

1-е упражнение вызывание ощущения тяжести.

Мысленно повторяют: «Я совершенно спокоен» (3-4 раза), «Я расслабляюсь»; «моя правая (левая) рука тяжелая» (6 раз); «я спокоен» (3-4 раза). После 4- 6 дней упражнений ощущение тяжести в руке становится отчетливым. Далее таким же образом чувство тяжести вызывается в обеих руках.., в обеих ногах.., во всем теле. Каждое упражнение должно начинаться и заканчиваться формулой: «Я спокоен»; «Я расслабляюсь».Упраженния целесообразно синхронизировать с актом дыхания. Поверхностный , короткий вдох, и длительный , расслабленный выдох. Примерное соотношение вдоха и выдоха 1:3.

 

2-е упражнение вызывание ощущения тепла. Мысленно повторяют: «Я спокоен» (3-4 раза); «Я расслабляюсь»;«тело тяжелое» (3-4 раза); «моя правая (левая) рука теплая» (6 раз). В последующем внушение тепла распространяется на вторую руку, ноги, все тело. Переходят к формуле: «Обе руки теплые.., обе ноги теплые.., все тело теплое».

В дальнейшем 1 е и 2 е упражнения объединяются одной формулой: «Руки и ноги тяжелые и теплые». Упражнение считается освоенным, если ощущение тяжести и тепла в теле вызывается легко и отчетливо.

 

3-е упражнение – регуляция ритма сердечной деятельности. Упражнение начинается с формулы: «Я спокоен»; «Я расслабляюсь». Затем последовательно вызывается ощущение тяжести и тепла в теле. Пациент кладет свою правую руку на область сердца и мысленно произносит 5- 6 раз: «Мое сердце бьется спокойно, ритмично». Предварительно, пациенту рекомендуется научиться мысленно считать сердцебиение.

Упражнение считается освоенным, если удается влиять на силу и ритм сердечной деятельности.

 

4-е упражнение – регуляция дыхания, хотя  дыхательные  упражнения начинаются с первого, но на данном этапе происходит более значительная  акцентуация на акте дыхания и произвольном  его регулировании. Используются примерно следующие формулы самовнушения:

Мои руки тяжелые и теплые.., мое сердце бьется ровно, спокойно и ритмично… Я дышу спокойно, глубоко и равномерно». Последняя фраза повторяется 5- 6 раз. В последующем формула сокращается: «Я дышу спокойно».

 

5-е упражнение – влияние на органы брюшной полости. Больному предварительно разъясняется локализация и роль солнечного сплетения в нормализации функции внутренних органов. Вызываются последовательно такие же ощущения, как при упражнениях 1- 4, а затем мысленно 5- 6 раз повторяют формулу: «Солнечное сплетение теплое.., оно излучает тепло».

 

6-е упражнение – вызывание ощущения прохлады в области лба. Вначале вызываются ощущения, описанные в упражнениях 1- 5. Затем 5- 6 раз пациент мысленно повторяет: «Мой лоб прохладен «.

По мере освоения упражнений формулы самовнушения могут сокращаться: «Спокоен… Тяжесть… Тепло… Сердце и дыхание спокойны… Солнечное сплетение теплое… Лоб прохладный».

 

После выполнения упражнений пациентам рекомендуется спокойно отдыхать в течение 3-5 мин, а затем вывести себя из состояния аутогенного погружения. Для этого дают себе мысленную команду: «Согнуть руки (2- 3 резких, сгибательных движения в локтевых суставах), глубоко вдохнуть, на вдохе открыть глаза».

Приведенные 6 упражнений низшей ступени являются подготовительными и позволяют в основном воздействовать на вегетативную нервную систему и вегетативно - висцеральные функции организма.

 

Техника АТ 2

 

К высшей ступени аутогенной тренировки Шульц относил упражнения, цель которых заключается в тренировке процессов воображения. В основе упражнений высшей ступени аутогенной тренировки лежит медитация.

1-е упражнение медитация на цвете. После исполнения 6 упражнений низшей ступени пациент, не меняя позы, мысленно концентрирует свое сознание на образах характерного цвета: заснеженные горные вершины.., зеленый луг.., синий цветок. Во время упражнений пациент должен стремиться удерживать в сознании представление о цвете, а не о конкретных формах предметов.

Упражнение повторяется до тех пор, пока пациент не научится визуализировать цветные образы.

2-е упражнение – медитация на образе определенного цвета. Цель упражнения заключается в целенаправленном вызывании определенных цветовых представлений. Одновременно тренируются ассоциации цвет – ощущения. Например, фиолетовый – чувство покоя, черный – печаль, тревога и т, д.

3-е упражнение – медитация на образе. Цель упражнения – научиться произвольно визуализировать конкретный предмет или образ. Это может быть цветок, ваза, человек. Критерием успешности тренировки является целенаправленная визуализация самого себя.

4-е упражнение – медитация на абстрактной идее. Сущность упражнения заключается в вызывании образных эквивалентов таких абстрактных понятий, как свобода, надежда, радость, любовь и т, п. Образные эквиваленты подобных абстрактных понятий у всех людей сугубо индивидуальны. У одних свобода ассоциируется с парящей в небе птицей, у вторых – с морем, у третьих – с бескрайней степью.

5-е упражнение – медитация на эмоциональном состоянии. В процессе упражнений осуществляется переход к проекции визуализированных образов на себя, на собственные переживания. Шульц в качестве примера предлагал медитацию ощущения при виде гор. Фокус воображения должен быть направлен не на конкретный объект или пейзаж (море, горы), а на ощущения, которые возникают при их созерцании.

6-е упражнение – медитация на человеке. Сначала воображение концентрируется на незнакомом, а потом – на знакомом человеке. Основная задача упражнения состоит в том, чтобы научиться «освобождаться» от субъективных установок и эмоциональных переживаний по отношению к знакомым образам, сделать эти образы «нейтральными».

7-е упражнение – «ответ бессознательного». Овладев способностью к визуализации образов, пациент сам себе задает вопросы, а ответы на них получает в виде спонтанно возникающих образов, которые потом интерпретируются. Наиболее часто задаются такие вопросы: «Чего я хочу добиться в  жизни?», «Какие ошибки я  совершаю?», «В чем мои главные проблемы?», «Как я должен себя вести в конкретной ситуации?».

Здесь также можно включать различные упражнения по аутогенной модификации и аутогенной нейтрализации. Упражнения по аутогенной нейтрализации включают в себя: аутогенное отреагирование и аутогенную вербализацию. При аутогенном отреагировании   больной, например, неврозом, задает себе вопрос: «В чем причина моего заболевания?Ответ он получает в визуализированных образах, которые потом интерпретируются. Обычно наблюдается «послойное» вскрытие психотравмирующих причин: вначале вскрываются «поверхностные», а в конце – «глубокие» элементы причины заболевания. Вскрытие и отреагирование психотравмы ведет к ее нейтрализации и выздоровлению.

 

 

 

 

 

Запишіться на прийом до лікаря за тел.  0977476790; 0990764392

ТЕРАПЕВТИЧНИЙ КАБІНЕТ  м.Сторожинець,  вул. Київська, 1
лікар    Коржос Анатолій Іванович